25 марта 2015 года сомалийские пираты захватили иранское рыболовецкое судно FV Siraj с 19 моряками. Плавсредство было задержано в районе Гальмудуг в Сомали, недалеко от печально известного пиратского порта Хобьо. В плену до недавнего времени оставались четыре члена экипажа — иранцы, это было установлено Программой поддержки заложников (HSP).

Только недавно пираты согласились освободить одного из заложников — Джаффери Шарифа — без каких-либо требований о выкупе. По словам переговорщика Джона Стида, похитители отпустили его частично потому, что считали, что он не выживет. По словам Стида, у Шарифа было сильное недоедание и внутреннее кровотечение, и ему потребовалась неделя лечения, прежде чем он просто был готов к поездке. Оставались расходы, связанные с доставкой г-на Джаффери в больницу в Галкайо, которая находилась в 300 км от места, где содержались заложники, и обеспечение прикрытия для команды, которая пришла забрать его.

HSP связался с ISWAN, которая управляет Контактной группой по пиратству у побережья Сомали (CGPCS) и Piracy Survivor Family Fund (PSFF). Консультанты фонда утвердили грант на гуманитарной основе, который покрыл расходы на оказание неотложной медицинской помощи больному члену экипажа. Г-н Джаффери был спасен командой HSP и немедленно доставлен в больницу.

Роджер Харрис, исполнительный директор ISWAN, сказал: «Мы очень рады, что поддержка, предоставленная в рамках этого гранта, может быть использована для спасения жизни этого моряка. ISWAN сделает все возможное, чтобы предоставить дополнительную гуманитарную помощь моряку и его семье, как только он вернется домой, чтобы он мог двигаться вперед после этого ужасного испытания. Мы также призываем пиратов и старших руководителей сомалийского клана убедить пиратов немедленно освободить оставшиеся трех иранских моряков по гуманитарным соображениям».

«Это единственные три заложника, которых в настоящее время держат пираты», — сказал Стид. «Они перешли к другим вещам, контрабанде наркотиков, другой преступной деятельности».

Программа «Гуманитарный ответ морскому пиратству» ISWAN (Maritime Piracy Humanitarian Response Programme, MPHRP) предоставила гуманитарную помощь большому числу моряков и их семей, пострадавших от пиратства, вооруженного ограбления и захвата заложников. MPHRP хорошо известна и в Украине. Представители Международной программы «Гуманитарный ответ морскому пиратству» и БО «Фонд помощи морякам «Ассоль» проводили научное исследование под эгидой One Earth Future Foundation / Ocean Beyond the Piracy — «Человеческая цена пиратства». Это была первая серьёзная попытка в 21 веке обобщить полученный опыт моряков и выработать практические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций, связанных с современным морским пиратством. Представители «Ассоль» неоднократно принимали участие в тренингах MPHRP. Предложенный Программой материал содержит опыт работы с моряками и семьями Украины,Индии, Филиппин, а участники делились навыками оказания поддержки морякам и их семьям в кризисных ситуациях, связанных с пиратскими нападениями и вооруженными ограблениями.

Первые сообщения о сомалийских пиратах появились в 2003, в связи неудачной попыткой захватить российский танкер. В 2005-м «конвейер» заработал — 23 успешных захвата за год. В самом «урожайном» для них 2010 году было захвачено 47 судов, общая сумма выкупа составила около $238 млн. По данным международных организаций, всего с 2008-го по 2012 г. было захвачено 170 судов с 3400 членами экипажа. Убиты 25 моряков. Еще 37 умерли от голода или покончили с собой в плену.

С 2012 года известные нападения и захваты крупных судов сомалийскими корсарами исчисляются единицами. По мнению экспертов, главная причина, по которой Сомали перестала быть современной Тортугой — вооружённая охрана судов и региона. С 2012 года компании, занимающиеся грузоперевозками возле берегов этого восточноафриканского государства, стали нанимать контрактников для защиты судов, экипажа и грузов. Один из крупнейших эмиратов ОАЭ — Абу-Даби, занимающийся перевозками нефтепродуктов вблизи сомалийских берегов в Аденском заливе, нанял для этих целей частную военную компанию Blackwater. Отряд из 1 000 солдат, имеющий на вооружении катера, лёгкие самолёты и вертолёты, за два года сумел уничтожить наземные базы сомалийских пиратов и весь их промысел. Кроме того, военные корабли крупнейших государств осуществляют регулярное патрулирование нефтеносного Аденского залива.

Роль «центра» пиратской активности сегодня взяли на себя прибрежные воды Гвинейского залива в западной части Африканского континента. В отличие от Сомали, Нигерия, Бенин и Того вроде бы являются централизованными государствами, но нападения вновь и вновь происходят в их территориальных водах. А мировые державы оказываются в сложной ситуации – действовать против пиратов в территориальных водах других стран нельзя, как нельзя и заходить в чужие территориальные воды с частной вооруженной охраной.

 

Поделитесь в социальных сетях:

 

Материалы по теме:
В Западной Африке продолжаются нападения на суда
10 моряков взяты в заложники, Порт-Харкорт
Проверить крюинг/судно /судовладельца перед рейсом
«Ассоль» помогла моряку, утратившему здоровье, добиться справедливой компенсации
Западная Африка по-прежнему – самая «горячая» точка
Таинственная смерть: обнаружены тела украинского моряка и его российского коллеги
До сих пор неизвестно, отражает ли статистика реальную картину пиратства
На судно с украинским экипажем, находившееся под арестом, напали пираты
Грабежи и захваты в заложники в Гвинейском заливе — реальная угроза
Работа на танкерах в Гвинейском заливе и у побережья Ливии может привести моряков в тюрьму
Топ-10 стран-судовладельцев
БИМКО призывает обезопасить Гвинейский залив
Три моряка похищены с судна, Гвинейский залив
Компенсации морякам
Брошенные моряки
Пираты снизили активность в Азии
16 украинских моряков арестованы в Нигерии
Пропал моряк
Смерть от рук коллеги
Вниманию моряков! Список проблемных судов, которые могут быть арестованы в связи с заходами в Крым
Помощь моряку в кризисных ситуациях. Предостережения, алгоритмы и рекомендации
Компенсации моряков по ITF контрактам. Как повысить размер компенсации морякам