В этом году Центр обмена информацией Регионального соглашения о сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP) отмечает 13 лет со дня основания. Свой день рождения ReCAAP встречает в статусе ключевого участника международной деятельности по сдерживанию преступлений на море в Азии, одна из важнейших задач которого – обмен статистическими данными с целью повышения информированности всех заинтересованных сторон. Они отражают данные об атаках на суда, категорию тяжести нападений и позволяют судовладельцам и экипажам оценить риски в том или районе плавания. Вместе с тем ReCAAP выражает беспокойство, что имеющихся сведений недостаточно для понимания реальной угрозы пиратства.

Ключевые наблюдения

В последнем докладе о нападениях на торговые суда в Азии сообщается о 76 инцидентах, зафиксированных в 2018 году: 62 фактические атаки и 14 попыток. В Центре отмечают, что важно не количество случаев, а их опасность.

Согласно категориям, из 62 нападений всего два классифицированы как инциденты первой категории (CAT 1) – самые тяжкие. Так, к ним причисляются атаки с участием девяти и более преступников, многие из которых вооружены огнестрельным или холодным оружием. В ходе них члены экипажей, как правило, получают тяжкие телесные повреждения или по отношению к морякам применяют различные формы физического насилия. Сюда же относят угон судна или кражу груза.

Что касается второй категории или CAT 2, то к ней можно отнести восемь инцидентов в 2018 году. В атаке на судне задействовано от четырех до девяти человек. Чаще всего они вооружены ножами/мачете, а в 1/4 нападений – огнестрельным оружием. В таких случаях морякам угрожают или берут в заложники. Реже – членам экипажей наносят телесные повреждения, но менее тяжелые, чем в CAT 1. Кроме того, преступники похищают деньги моряков и судовое имущество, включая запчасти для главного двигателя.

Еще 14 инцидентов ReCAAP квалифицировал как третью категорию – CAT 3. Она отличается тем, что в нападениях участвуют группы из 1-6 человек. Иногда преступники вооружены ножами/мачете, чаще – металлическими палками, прутьями, дубинами. Экипаж не подвергается физическому насилию, хотя в ряде случаев пираты могут угрожать. Почти в половине инцидентов CAT 3 бандитам не удается ничего украсть, максимум, они уносят провизию и запчасти от двигателя.

Последняя категория – CAT 4 – характеризуется атаками, которые проводят небольшие группы до трех человек, они не вооружены, члены экипажей не получают травм, а по итогу преступники покидают судно с пустыми руками. В 2018 году зафиксировано 38 таких инцидентов.

Пиратство за 10-летний период

Количество происшествий CAT 1 и CAT 2, зарегистрированных в прошлом году, стало самым низким за последние 10 лет. Между тем, если посмотреть на диаграмму количества инцидентов за 10-летний период (2009-2018 гг.), то можно заметить, что инциденты CAT 4 преимущественно находятся вверху, а инциденты CAT 1 – внизу чертежа. В частности, сравнение показателей 2015 года (199 инцидентов) с 2016 годом (78 инцидентов) показывает значительное снижение общего числа инцидентов с одной стороны и увеличение числа серьезных инцидентов в 2016 году – с другой.

В 2017 году количество пиратских происшествий возросло (90) по сравнению с предыдущим годом, но количество серьезных инцидентов CAT 1 было вдвое меньше, чем в 2016 году.

В целом ситуация в Азии улучшилась. Так, с 2017 по 2018 гг. общее число пиратских инцидентов сократилось на 25%, а количество фактических нападений (без учета попыток) уменьшилось еще больше – на 31%. В 2018 году общее количество происшествий, как и количество реальных атак, являются самыми низкими за 10-летний период.

На якорных стоянках

В 2018 году по сравнению с 2017 годом было отмечено улучшение ситуации в ряде портов и районах якорных стоянок. Например, сообщалось о снижении числа инцидентов в Маниле (Филиппины), сократилось число случаев похищения моряков с целью выкупа в морях Сулу и Сулавеси и районе Восточного Сабаха. Примечательно, что в 2018 году ReCAAP не зафиксировал случаев кражи нефтяных грузов, что было характерно для этих мест.

К негативным тенденциям можно отнести инциденты в портах и на якорных стоянках в Самаринде (провинция Восточный Калимантан, Индонезия) и Читтагонге (Бангладеш) – более 10 случаев пиратских нападений. Кроме того, Центр отмечает небольшое увеличение числа инцидентов в Малайзии и Вьетнаме.

Основные выводы

В ReCAAP абсолютно честно заявляют, что до сих пор неизвестно, отражает ли статистика реальное положение дел с пиратством. Так, остаются сомнения, что все капитаны и судоходные компании сообщают об инцидентах. В связи с этим ReCAAP настоятельно рекомендует экипажам незамедлительно докладывать об атаках на судно властям ближайшего прибрежного государства и в администрацию государства флага.

Справка: Учрежденное в 2006 году, ReCAAP является первым региональным межправительственным соглашением, направленным на расширение сотрудничества в борьбе с морским пиратством в Азии. Организация базируется в Сингапуре, ее управление осуществляется руководящим советом, в состав которого входят 20 государств-участников. Миссия ReCAAP заключается в укреплении регионального сотрудничества в борьбе с пиратством по трем основным направлениям деятельности: обмен информацией, наращивание потенциала и совместные действия участников. Специалисты ReCAAP разработали и ввели классификацию инцидентов по степени серьезности – CAT 1, 2, 3, 4. ReCAAP ISC оценивает тяжесть каждого происшествия с точки зрения двух факторов: уровня насилия и нанесенный экономический ущерб.

По материалам safety4sea

Перевод ЦИА РПСМ

Поделитесь в социальных сетях:

Материалы по теме:
Грабежи и захваты в заложники в Гвинейском заливе — реальная угроза
Три моряка похищены с судна, Гвинейский залив
БИМКО призывает обезопасить Гвинейский залив
Пираты освободили украинского моряка
Пираты атаковали буксир, Гвинейский залив
За моряком сохранятся зарплата и социальные гарантии, в случае захвата пиратами
Пираты отпустили танкер. Судьба украинского моряка — неизвестна
Пираты отпустили украинского моряка
Танкер «Pantelena» побывал в плену у пиратов
Украинские моряки вернулись из пиратского плена
Пираты не дремлют у берегов Западной Африки и Азиатском регионе
11 моряков взяты в заложники