Государства флага не предоставляют отчеты в Международную морскую организацию (ИМО) в отношение большинства расследований морских происшествий, как того требует Кодекс расследования аварий и инцидентов на море. Об этом говорится в анализе, проведенном «Lloyd’s List». Между тем эти сведения крайне важны, поскольку являются основным материалом для анализа аварий и извлечения уроков для предотвращения новых трагедий.
Уроки не извлечены
Так, более половины отчетов (58%) о серьезных морских инцидентах с января 2014 года по март 2018 года до сих пор не поступили в общедоступную базу данных ИМО, хотя государства флага обязаны передавать сведения об авариях, в результате которых погибли люди, затонули суда или был нанесен значительный ущерб окружающей среде. За четырехлетний период, согласно официальной статистике, в результате серьезных инцидентов погибли 1354 человека.
По 355 инцидентам, разбирательства по которым должны вестись с участием 73 государств флага, 221 отчет до сих пор не обнародован. Такие данные получены при анализе базы данных ИМО – Глобальной информационно-сбытовой интернет-системы (ГИСИС), куда стекаются все отчеты. Единственное, что указано в итоговой строке, – характер инцидента.
Представители отрасли, знакомые с этой проблемой, подчеркивают, что чем быстрее будут опубликованы результаты расследований, тем больше вероятность, что извлеченные уроки окажут положительное влияние на безопасность мореплавания. «Чем дольше ожидание, тем выше шанс, что об аварии забудут или переключатся на какой-то другой случай, – сказал один из экспертов по безопасности в морской отрасли. – Если мы получим тот или иной отчет через год, то, скорее всего, никакого влияния или пользы он уже не окажет».
Отметим, что продолжительность расследования и составления отчета может варьироваться в зависимости от сложности случая. Отраслевые эксперты полагают, что ожидаемое время расследования может составить от трех месяцев для несложных случаев, которые не привели к гибели людей или загрязнению среды, и до года и более – трудных, неоднозначных аварий.
Проблема отчетности – сложная процедура, увязнувшая в бюрократических проволочках и препятствиях. Существует множество причин, по которым отчеты могут отсутствовать, и, разумеется, среди них есть объективные. Однако многие отчеты просто-напросто не доводят до конца.
Кодекс расследования аварий и инцидентов на море
В 2008 году ИМО согласовала ужесточение требований к отчетности, приняв Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (MSC 255/24). Документ, вступивший в силу в 2010 году, предусматривал, что государства флага должны представлять ИМО окончательный вариант отчета о расследовании в соответствии с Конвенцией 1974 года по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). Тем не менее конкретных сроков для представления отчетов не установлено. ИМО только оговаривает, что они должны быть переданы «как можно быстрее». Отметим, что ИМО не имеет правоприменительных полномочий в отношении своих 174 государств-членов, однако Международная морская организация может напоминать государствам флага об их обязанностях.
Европейский Союз пошел дальше. В части директивы (2009/18 / EC), согласованной в 2009 году и вступившей в силу в 2011 году, ЕС требует предоставлять отчеты о морских инцидентах в течение года. Европейская статистика показывает, что из 125 инцидентов с участием судов, зарегистрированных в 16 государствах флага Европы, включая Великобританию, по 23 авариям отчеты о расследовании отсутствуют. Это означает, что 18% требуемых докладов не поступили в базу данных ИМО. Из 204 инцидентов, в которых участвовали суда, зарегистрированные в 10 крупнейших регистрах, 105 до сих пор не расследованы, во всяком случае, соответствующие отчеты не обнародованы. Шесть из этих инцидентов произошли в 2019 году, поэтому можно считать, что прошло недостаточно времени для публикации итогов.
Расследование гибели парома «Sewol» продолжается
В апреле 2014 года случилась одна из самых громких и страшных морских катастроф – гибель южнокорейского парома «Sewol»(на фото), на борту которого находились 330 школьников. Масштабы той трагедии вынудили премьер-министра страны подать в отставку, но доклада о ее причинах до сих пор нет. Представитель Южной Кореи сообщил «Lloyd’s List», что расследование «продвигается», отчет должен быть готов к концу этого года. Тем временем из 12 инцидентов с судами под флагом Южной Кореи 10 еще не расследованы.
Несмотря на неутешительную статистику, есть и положительные примеры. Роковое столкновение танкера «Sanchi», унесшее жизни 32 моряков, произошло в начале января 2018 года, а уже в мае того же года был опубликован подробный 191-страничный отчет о причинах происшествия. Китаю, который возглавил расследование, и присоединившимся к нему Ирану, Гонконгу и Панаме, потребовалось всего четыре месяца, чтобы представить доклад. При этом Китаю, суда под флагом которого за исследуемый период оказались причастны к 15 инцидентам, еще предстоит составить отчеты по 12 случаям. И в этом Китай не одинок. Согласно статистике, из 27 инцидентов, связанных с судами, зарегистрированными под флагом Маршалловых островов, второго по величине государства флага, 24 до сих пор не расследованы. По данным «Lloyd’s List», Российский регистр также в отстающих. Так, 82% отчетов ждут своего часа.
Доклады нужны «незамедлительно»
Существует множество причин, по которым отчеты не представляются или задерживаются. Проведение расследования требует времени, денег и ресурсов, которые не у всех имеются в достаточном количестве. Кроме того, некоторым регистрам может не хватать опыта проведения углубленного анализа морских инцидентов. Риск судебных разбирательств также является важным фактором в затягивании расследований. В отличие от авиационных происшествий для морских инцидентов нет ограничений по выплатам, поэтому страховые компании и юристы заинтересованы в том, чтобы не публиковать отчеты, которые могут указать на виновных.
Ассоциация судовладельцев сухогрузов Intercargo призвала представлять отчеты «незамедлительно». В ее обращении к государствам флага подчеркивается, что смысл представления отчетов заключается не в поиске виновных, а в извлечении уроков во избежание повторения трагедий. Хотя с годами ситуация с безопасностью на море улучшилась, еще многое предстоит сделать, говорится в заявлении ассоциации. По статистике Intercargo, из 53 инцидентов, произошедших с сухогрузами в период с 2008 по 2017 годы, в которых погибли 204 моряка, по 29-ти случаям государства флага до настоящего времени не представили отчеты о расследовании.
Комментарии государств флага
«Lloyd’s List» обратился к ведущим государствам флага за комментариями.
Панама: из 48 инцидентов с судами под флагом Панамы по 20-ти отчетов нет. Неоднократные звонки и электронные письма в Панамское морское управление остались без ответа.
Индонезия: не представлено ни одного отчета по 26 инцидентам, в которых участвовали ее суда за последние четыре года. Чиновник из министерства морских дел пообещал выяснить, в чем дело.
Россия: отчеты по 14 из 17 происшествий с российскими судами до сих пор не «дошли» до ИМО. Представитель Российской Федерации сказал, что займется этим вопросом.
Турция: из 11 инцидентов, связанных с судами под флагом Турции, 10 не расследованы. На момент публикации никакого ответа от турецких властей не последовало.
Багамские острова: по семи из 13 происшествий ожидается завершение расследований. Чиновник Морского управления Багамских островов заявил, что работа ведется, результаты будут опубликованы после завершения. На веб-сайте размещены отчеты, на завершение которых в среднем уходил год.
Гонконг: представлены отчеты по 24 из 48 инцидентов. Представитель морского департамента Гонконга заявила, что они предоставляют в ИМО краткие сведения по итогам первого этапа расследования в течение шести месяцев. «Весь процесс обычно занимает около одного года или более, в зависимости от собранной информации, количества причастных сторон, сложности дела и хода расследования», – уточнила она.
Сингапур: местное бюро по расследованиям и безопасности на транспорте заявило, что тесно сотрудничает с заинтересованными сторонами в целях своевременного завершения расследований. За последние четыре года с судами под флагом Сингапура произошло четыре инцидента, требующих надлежащего расследования. По одному из них отчета пока нет.
Либерия: анализ данных показывает, что из 12 инцидентов с участием судов под либерийским флагом не расследовано десять. Скотт Бержерон, исполнительный директор регистра Либерии, сказал, что прежде чем отчеты будут загружены в ГИСИС, они должны пройти серию внутренних согласований со стороны властей.
Отчеты есть, но в то же время их нет
В настоящее время государства флага загружают отчеты непосредственно в систему ГИСИС. Это может создать проблемы, о которых ИМО, возможно, и не узнает. Государства флага сами должны сообщать о любых проблемах с системой. В регистре Маршалловых Островов заявили, что представили четыре отчета, а поиск по базе данных выдает информацию только о трех.
Согласно анализу, Великобритания и Мальта опубликовали все необходимые отчеты за последние четыре года. Однако большинство «британских участников» происшествий – рыболовные суда и буксиры (27 из 39), инциденты с которыми расследовать проще.
Четыре представленных Мальтой отчета не получалось найти в общей базе, несмотря на то, что факт их передачи подтвердил руководитель отдела по расследованию морской безопасности. После более тщательных поисков выяснилось, что эти отчеты были переданы через Европейскую информационную платформу по морским происшествиям Европейского агентства по безопасности на море (European Marine Casualty Information Platform of the European Maritime Safety Agency) и заверены ИМО. Они появляются в приложении. В ИМО пообещали разобраться с этой проблемой.
Выводы не сделаны
В отсутствие наказаний и штрафов лучшим стимулом к соблюдению правил является поощрение. Несмотря на все проблемы и шаги, предпринятые для устранения ряда недостатков, ясно одно: 58% отчетов, которые должны быть переданы в ИМО в соответствии с правилами, так и не появились в открытой базе данных.
– Это может означать только то, что выводы не сделаны и, возможно, кому-то это будет стоить жизни, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. Отчеты о расследовании являются ключом к пониманию первопричины аварий и, в конечном итоге, способствуют повышению безопасности отрасли в целом.
РПСМ по материалам lloydslist.maritimeintelligence.informa.com
Поделитесь в социальных сетях:
Материалы по теме:
Почему погибли 22 моряка?
Обнаруженные останки судна помогут установить причину ужасной трагедии
Пропавшие с горевших в Черном море танкеров моряки будут признаны погибшими
Компенсации морякам
Пропал моряк
Смерть от рук коллеги
Судно затонуло. 18 человек пропали без вести
Капитан танкера получил два удара ножом и был эвакуирован
Экипажу удалось покинуть аварийное судно
Safer Seas Digest 2017: опубликован отчет о расследовании морских происшествий
Пожар заставил команду покинуть судно
Вниманию моряков! Список проблемных судов, которые могут быть арестованы в связи с заходами в Крым
Огонь забрал жизни двух моряков
Помощь моряку в кризисных ситуациях. Предостережения, алгоритмы и рекомендации
Танкер с украинцами захвачен в Камеруне
Моряк из Одесской области погиб в Сербии
Врыв на танкере. 8 человек травмированы, двое — погибли
С борта рокового судна вновь пропал украинский моряк
Моряк пропал с борта судна Что делать родственникам
Последний рейс «Волго-Балт 214»
Работа на танкерах в Гвинейском заливе и у побережья Ливии может привести моряков в тюрьму
Вдали от дома скончался капитан проблемного судна
Взрыв и пожар на танкере, один погибший, трое пропавших без вести
После столкновения судов четыре моряка пропали без вести