В настоящее время нет точных данных о том, какое количество моряков скептически настроены в отношении вакцинации. Тем не менее обнародована статистика, свидетельствующая, что, например, 30% населения США и 40% Европы не горят желанием делать прививку от коронавируса.

За последние несколько дней в «Ассоль» обратились десятки моряков с одним и тем же вопросом: «Собрался в рейс/продлить контракт, а компания обязывает сделать прививку от COVID-19. Законно ли это?».

Главная международная ассоциация судоходной отрасли выпустила пресс-релиз и методические рекомендации в которых сообщает, что экипажи морских судов нельзя заставлять прививаться от коронавируса, даже если государство порта захода судна требует, чтобы абсолютно все члены экипажа были вакцинированы. Этому документу предшествовали случаи, когда в некоторых крупнейших морских перевалочных пунктах — портах Китая и Объединенных Арабских Эмиратов – отказали в заходе судам по причине отсутствия прививок у членов экипажей.  Ситуацию может усугубить продолжающийся кризис смены экипажа из-за опасений, что больше стран начнут запрашивать у моряков вакцинацию до того, как суда смогут войти в их порты.

– Согласно последним прогнозам, многие развивающиеся страны завершат массовую вакцинацию населения не ранее 2024 года, а ведь 900 тысяч специалистов флота проживают как раз в них, – отмечают в Международной палате судоходства (ICS), – В тех странах, где вакцинация доступна, большинство моряков, скорее всего, решат обезопасить себя и привьются. Однако найдется немало людей, которые откажутся от иммунизации из религиозных убеждений или недоверия к препаратам.

На сегодняшний день судовладельцы не имеют права принуждать моряков к иммунизации против коронавируса – в мире ни одна конвенция, закон, постановление или указ не сделали вакцинацию обязательной.

– Никого нельзя принуждать к медицинскому вмешательству: если навязать вакцинацию тому, кто от нее отказывается, это будет расцениваться как нарушение прав человека, – заявила директор юридической службы ICS Киран Хосла. – Судовладельцы должны выяснить причины и понять, обоснован отказ или нет. Если в действующем трудовом договоре работника нет пункта, согласно которому у него должны быть сделаны прививки, которые являются обязательными в странах захода судна, то его нельзя изменить постфактум в одностороннем порядке.

Конвенция о труде в морском судоходстве (Maritime Labour Convention, 2006) обязывает судовладельцев обеспечить морякам доступ к медицинскому обслуживанию на борту судна и на берегу, но не содержит конкретных отсылок к вакцинации или иммунизации. Компании обязаны заботиться о безопасности своего персонала и сокращать риски на рабочем месте. Этим можно было бы оправдать требование к вакцинации работников. Однако прививки делаются с осознанного и добровольного согласия человека. Например, в отношении моряков, которые не вакцинируются по веским причинам, может быть предусмотрено использование средств индивидуальной защиты, дополнительные меры социального дистанцирования или изменение рабочих обязанностей для сокращения контактов с остальными членами экипажа. Однако если присутствие на рабочем месте отказавшегося от прививки моряка представляет угрозу для его коллег, руководство компании может запретить найм на работу не вакцинированных сотрудников.

Эксперт предположила и другой вариант развития событий: «В случае отказа от прививки компания может потребовать, чтобы моряк сошел с судна при первой же возможности, однако необходимо оценить обоснованность такого ультиматума. Другая ситуация, когда приходит время продления договора. В этот момент судовладельцы могут поставить условие: чтобы продолжать работу в компании, нужно привиться от коронавируса. Моряк должен решить – оставаться на таких условиях или нет».

Согласно действующим в сфере морских перевозок законам и конвенциям, моряки должны иметь доступ к медицинской помощи и быть финансово защищены от последствий болезни, травмы или смерти, связанных с выполнением профессиональных обязанностей. Если судовладелец требует, чтобы член экипажа сделал прививку против Covid-19, она должна быть бесплатной, а ответственность за обеспечение препаратом лечь на работодателя. Более того, судовладелец также несет ответственность за любые расходы, связанные с болезнью или неблагоприятными последствиями для здоровья, которые могут возникнуть после вакцинации. Судовладелец также несет ответственность за любые расходы, связанные с болезнью или неблагоприятными последствиями для здоровья, которые могут возникнуть после вакцинации.

По материалам РПСМ

Методические рекомендации ICS «Коронавирус (COVID-19): правовые вопросы, вопросы ответственности и страхования, связанные с вакцинацией моряков», скачать и ознакомиться можно по ссылке (English, PDF)

Международная палата судоходства также выпустила руководство по вакцинации для моряков и судоходных компаний, которое направлено на борьбу с распространением дезинформации о вакцинах среди экипажей в то время, когда вакцины становятся новой проблемой для продолжающегося кризиса смены экипажа.

Поделитесь в социальных сетях:

 

Материалы, которые могут вас заинтересовать:
COVID-19: Ситуация со сменами экипажей, март 2021
«Ассоль» помогла моряку, утратившему здоровье, добиться справедливой компенсации
Бланки документов моряка с QR-кодом нелигитимны
COVID-19: руководство по вакцинам для моряков
Акции протеста против коррупции в сфере подготовки и дипломирования моряков
Декларация Нептуна: глобальные компании и кризис смены экипажа
Возвращение украинских моряков из Ливии
COVID-19. КРИЗИС СМЕН ЭКИПАЖА 2021
Права моряка, как человека, по-прежнему игнорируются во всем мире
Проблемы здоровья моряков во время пандемии COVID-19
Фрахтователи обвиняются в предотвращении смен экипажей
INTERCARGO: При пандемии COVID-19 смена экипажей морских судов — главная забота отрасли
Волна — причина травм пятерых моряков
Судно в огне без экипажа дрейфует в Тихом океане
Удар волны привел к тяжелым травмам четырех моряков
Защита прав украинских моряков за рубежом — тема встречи в офисе омбудсмена
Травма во время швартовки стала смертельной
Погоня за прибылью — причина многих морских катастроф
Таинственная смерть: обнаружены тела украинского моряка и его российского коллеги.
Судовладельцу пришлось выплатить компенсацию матери моряка
Два года в Нигерии: родные моряков собирают подписи под петицией к президенту
Проверить крюинг/судно /судовладельца перед рейсом
Топ-10 стран-судовладельцев
Помощь морякам в кризисных ситуациях. Предостережения, алгоритмы и рекомендации
Компенсации моряков по ITF контрактам. Как повысить размер компенсации морякам
Пропал моряк
Компенсации морякам
Пополнен чёрный список судов и судовладельцев
Вниманию моряков! Список проблемных судов, которые могут быть арестованы в связи с заходами в Крым
Защита прав моряков