Пандемия коронавируса сказалась на работе судоходной отрасли в общемировом масштабе, мировое сообщество оказалось не готово к новому вызову, а пленниками ситуации оказались сотни тысяч моряков торгового флота.

Коронавирус SARS-CoV-2 на момент написания статьи затронул все континенты Земли и большинство её стран. Первые случаи заболевания COVID-19, вызываемого этим вирусом, были зарегистрированы в декабре 2019 года в китайском городе Ухань. На начало апреля 2020 года количество заразившихся коронавирусом в мире преодолело рубеж в один миллион, умерло более 52 000 человек, 210 000 выздоровели, а вирус вновь подтверждён в уже якобы вышедшем из эпидемии Китае. Эти цифры меняются буквально каждую минуту, и эксперты уверены, что реальное число людей, заболевших COVID-19, может быть намного больше, поскольку в официальную статистику попадают только случаи, зафиксированные медиками. Это — настоящая пандемия, и к ней человечество оказалось абсолютно не готово.

Ежемесячно по всему миру идет замена приблизительно 100 000 членов экипажей. Учитывая новые ограничения во многих портах, предназначенные для прекращения распространения COVID-19 ответом было просто запретить все смены экипажа. Например, контейнерный оператор Maersk приостановил замены экипажей на своих судах до 14 апреля. Подобным образом поступает и большинство судоходных компаний. Такая позиция поддерживается ITF: «В целях смягчения проблем, связанных с заменой экипажей, ITF приняла решение о том, что в период с 17 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года она не будет оспаривать продление контрактов на срок до одного месяца, даже если это приведет к тому, что сроки службы моряков превысят максимально допустимые соответствующими утвержденными ITF «. То есть большинство флагов освобождаются от максимальных сроков службы, предписанных Конвенцией о труде в морском судоходстве (правило 2.5 стандарт A2.5.1 пункт 2(b)). При этом, в случаях острой необходимости, заявление моряка на замену может быть рассмотрено отдельно.

«Члены экипажей торговых судов отмечают в первую очередь недостаток официальной информации. В условиях ограниченной осведомлённости растет количество слухов и фейков. С начала пандемии «Ассоль» получает десятки заявлений ежедневно, украинские моряки и их близкие пишут нам на официальном сайте, в социальных сетях и популярных мессенджерах, обращаются на телефоны горячей линии, — продолжает Анна Муругова. — Мы отобрали ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы, согласно актуальным на сегодня нормативным актам и законам».

1. Какие меры должны приниматься по защите экипажей на борту?
— Советуем морякам придерживаться рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и Международной морской ассоциации здоровья (International Maritime Health Association): строго соблюдать правила личной гигиены; носить маски, особенно если есть насморк и кашель; часто мыть руки с использованием дезинфицирующих средств; не трогать грязными руками лицо, глаза, нос; контролировать дважды в день измерение температуры тела и до прибытия судна в порт продезинфицировать общие помещения. Если у кого-либо на борту отмечено повышение температуры от 37,5 градусов, его следует немедленно изолировать. Судовладелец должен обеспечить наличие на борту в достаточном количестве дезинфицирующих средств для рук, просто дезинфицирующих средств, перчаток, масок, одноразовой спецодежды, не должны поставляться на борт продукты и питьевая вода из зараженных регионов.

2. На что обратить внимание при вынужденном продлении контракта?
— Продление контракта должно использоваться только с соответствующими гарантиями для защиты моряков, такими как получение их согласия и обеспечение того, чтобы они не теряли накопленный ежегодный отпуск или право на репатриацию. Ваш работодатель будет обязан заплатить вам за любое такое продление срока службы. В течение этого периода вы по-прежнему будете иметь право на все остальные права MLC / Seafarer Employment Agreement (SEA). Обратитесь в морскую администрацию государства флага, если есть сомнения относительно реализации ваших прав на борту.
3. Смены экипажа не будет, а срок действия сертификатов и других морских документов истекают. Как быть?
— Министерство инфраструктуры Украины уведомило ИМО, что продлевает сроки действия квалификационных документов моряков, находящихся в рейсе, выданные от имени Украины в соответствии с положениями Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, сроки действия которых истекают в срок с марта по май 2020 года. Такие документы считаются продленными на срок не более 3-х месяцев с даты окончания срока их действия при условии согласования такого продления страной флага судна и обязательного продолжения судовладельцем трудового контракта с моряком.

4. Если моряк заболеет, как должен поступить работодатель?
— Работодатель несёт ответственность перед членами экипажа за сохранность из здоровья. Создание владельцем судна условий, повышающих риск ущерба здоровью моряков без их согласия, может стать основанием для предъявления к нему различных исков и требований о компенсации такого ущерба. В случае, если у моряка на борту судна будет подозрение на коронавирус, то компания должна по возможности обеспечить ему доступ к медицинской помощи и тестированию в ближайшем порту захода. При подтверждении диагноза – лечение и противоэпидемические мероприятия должны проводится в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранении и местным протоколом государства порта. Расходы на такую медицинскую помощь должен нести судовладелец, а также обеспечить выплату больничных в соответствии с условиями контракта/коллективного договора. Компенсация в таком случае может выплачиваться при постоянной потере трудоспособности или смерти моряка в общем порядке, предусмотренном контрактом моряка/коллективным договором.

5. Я должен заключить контракт и присоединиться к судну, но я не могу покинуть свою страну. Что делать?
— Организации и профсоюзы по всему миру сейчас прилагают все усилия, чтобы заставить правительства разрешить свободное перемещение моряков для смены экипажей. Оставайтесь на связи с вашим крюинговым агентством или компанией и обращайтесь за советом к вашему профсоюзу.

6. Куда украинскому моряку обращаться за помощью и информацией?
— При отсутствии надлежащего информирования со стороны судовладельца актуальную информацию о коронавирусе Вы можете получить:
а) Международная морская организация www.imo.org;
б) Всемирная организация здравоохранения www.who.int;
в) International Maritime Health Association www.imha.net;
г) Министерство здравоохранения Украины -https://moz.gov.ua/;
д) Министерство иностранных дел Украины zsmfa@mfa.gov.ua;

— При возникновении спорных вопросов и критических ситуаций:
а) Администрация флага судна;
б) Администрация порта (если судно в порту);
в) Ваш профсоюз.

Украинские моряки могут также получить поддержку, связавшись с отделом оперативного реагирования Департамента консульской службы: +38 (044) 238 16 57, cons_or@mfa.gov.ua(круглосуточно) или Посольством (консульством) Украины в стране нахождения.

Несмотря на карантинные мероприятия, БО «Ассоль» продолжает свою работу — обращения принимаются через официальный сайт assol.org.ua и наши страницы в социальных сетях. Для удобства вы можете использовать горячую линию «Ассоль» +38 (067) 487 33 75 (Viber, WhatsApp, Telegram). В экстренных случаях обращения принимаются 24/7.

Поделитесь в социальных сетях:

 

Материалы по теме:
ОАЭ пошли на смены экипажа, где ещё могут сменить моряков?
COVID-19: относиться к морякам, как к ключевым работникам
COVID-19: оценки рисков смены экипажа
В плену шикарных лайнеров