В первом полугодии 2018 года уровень морской преступности в Азии снизился на 15 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом ReCAAP ISC предупреждает, что теплоходы следует по-прежнему охранять, заботясь о безопасности судовождения.
Директор Центра обмена информацией Соглашения о региональном сотрудничестве в борьбе с пиратством и вооруженным разбоем против судов в Азии (ReCAAP ISC) Масафуми Куроки (Masafumi Kuroki) сообщил, что в период с января по июнь 2018 года к ним поступило в общей сложности 40 сообщений о случаях пиратства и вооруженного разбоя, из которых 29 были фактическими происшествиями, а 11 — неудавшиеся попытки нападений.
Он выделил несколько аспектов безопасности, в которых произошли наиболее заметные улучшения. В частности, подчеркнул, что за первую половину текущего года не было ни одного серьезного инцидента, который закончился бы похищением членов экипажа или кражей нефтяного груза. Также г-н Куроки отметил сокращение числа инцидентов в портах и на якорных стоянках в районе Филиппин и увеличение числа успешных задержаний преступников и возвращения похищенного. «Я не могу назвать конкретную причину спада пиратской активности, только общие причины, – сказал он. – К ним относятся повышенная бдительность экипажей судов и усиленная антипиратская деятельность правоохранительных органов».
Однако некоторые проблемы остаются. Индонезия по-прежнему является самым пиратоопасным регионом в Юго-Восточной Азии, на её долю приходится половина фактических пиратских инцидентов, большая часть которых связана с вооруженным разбоем или грабежами судов. Кроме того, индонезийские пираты продолжают активно действовать в Сингапурском проливе, число зарегистрированных случаев грабежей на борту увеличилось с двух до четырех. Причем наиболее опасным районом Сингапурского пролива является западный сектор, где суда вынуждены замедлять ход перед поворотом в сторону восточного сектора. Хотя фактических случаев похищения моряков боевиками Абу-Сайяф в море Сулу не было, одну попытку нападения на контейнеровоз они всё же совершили, но её удалось предотвратить благодаря своевременным действиям экипажа и филиппинской береговой охраны. Разведка выявила, что в июне Абу-Сайяф готовился провести еще один рейд по похищению моряков. ReCAAP немедленно выпустил предупреждение, и террористической группировке не удалось осуществить свои планы. «Эти события показывают, что пиратская угроза в море Сулу все еще остаётся», – сказал Куроки.
В Сиамском заливе и Южно-Китайском море, где одно время пираты развели очень бурную деятельность, за полгода не было инцидентов, связанных с кражей нефтяных грузов, однако в июне была предпринята попытка ограбить небольшой танкер у побережья Малайзии. Пиратам даже поднялись на борт судна, но, поскольку оно совершало балластный рейс, преступникам нечего было украсть. Малайзийское агентство по обеспечению безопасности на море оперативно отреагировало на поданный танкером сигнал бедствия и задержало пиратов. Впоследствии индонезийские правоохранительные органы арестовали на острове Батам двух человек, организаторов этого нападения.
Комментируя снижение уровня морской преступности в Азии, господин Куроки, тем не менее, призвал не ослаблять бдительность и не отказываться от принятия надлежащих мер безопасности. Он подчеркнул, что это может привести к возобновлению пиратской деятельности в регионе. «Как только преступники поймут, что совершать нападения стало легче, они непременно это сделают. Эта угроза будет оставаться всегда», – пояснил он.
Российский профсоюз моряков в свою очередь напоминает, что члены экипажей судов, покрытых колдоговором Международной федерации транспортных рабочих, вправе отказаться от рейса через пиратоопасные регионы без риска потерять работу. Также каждый член экипажа имеет право получить бонус в размере 100% базовой ставки за каждый день, проведенный в пиратоопасной зоне, и удвоенную компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности.
По материалам РПСМ
Фото: theloadstar.co.uk