Шри-Ланка настоящий рай для туристов, она манит роскошными отелями, первоклассными пляжами, природными парками и историческими достопримечательностями. Но для херсонского капитана этот остров стал настоящим кошмаром.
Капитан буксира AHTS Avant Garde (LKA, IMO 8107036) Геннадий Гаврилов 9 месяцев с ланкийским экипажем находился в Аденском заливе неподалеку от Сомали. Само судно принадлежало местной фирме и приписано к порту Коломбо. В зоне пиратской активности их задача — доставлять работников легальной службы вооруженной охраны на торговые суда, следующие опасными водами. Вся деятельность велась с соответствующими государственными лицензиями и полным пакетом необходимых документов. Именно благодаря деятельности подобных служб и антипиратской операции объединенных ВМС сомалийским пиратам с 2012 года не удалось совершить ни одного захвата судна или моряков.
Пока охранники и экипаж судна рисковали своими жизнями, на самой Шри-Ланке сменилась власть, многие документы предыдущей сразу объявили нелигитимными. Само судно и всех, кто был на нём, задержали в международных водах 15 октября 2015 года, в 15 милях от города Галле (Шри-Ланка), когда они возвращались с контракта . На борту судна находилось оружие и боеприпасы, необходимые для выполнения охранных заданий. Использовались они исключительно ланкийскими охранниками, хранились и сопровождались правительственными документами в полном соответствии с международными и внутренними законами.
Арест, по словам херсонца, больше походил на похищение — дабы не привлекать внимание присутствующих журналистов из полицейского участка офицеры департамента вывели его через чёрный ход, затем через проем в заборе. Как итог — Геннадий Гаврилов провел в тюрьме Галле долгих 10 месяцев. В камере, где на 9 квадратных метрах томились 9 человек. Еда — один рис, правда 3 раза в день. Хочешь пить — есть вода из-под крана, в которой, правда, хлорки, больше самой воды
Так и не предъявив никаких обвинений, 23 июня 2016 года Высокий суд Галле выпускает Геннадия из-под ареста на условиях подписки о невыезде. Вернуться в Украину не разрешают, мотивируя продолжением расследования. Очередное судебное заседание назначено на первые числа октября.
После тюрьмы всё это время украинский капитан живет в офисе дочерней фирмы своего работодателя, в одном из хозпомещений. Деньги на еду, воду и одежду ему выплачивают в объеме «чтобы не умер». За прошедшие два года резко ухудшилось здоровье Геннадия Ивановича, он нуждается в ургентном лечении — в тюрьме он «приобрел» катаракту (правый глаз практически не видит), у него появились нешуточные проблемы с сердцем и ЖКТ.
Авторитетная британская «Daily Mirror» отмечала явные и вызывающе грубые нарушения прав человека, при освещении инцидента с украинским капитаном. Никакого юридического основания эта проблема не имеет, все корни — исключительно в политической плоскости. А значит, для возвращения украинца домой, необходимо задействовать международные политические механизмы и инструменты.
Повторяется судьба украинцев экипажа судна Seaman Guard Ohio. Оно следовало под флагом Сьерра-Леоне и принадлежало американской компании AdvanFort, было задержано индийскими властями в октябре 2013 года. Экипаж и группа охраны судна от пиратов состоят из 35 граждан Индии, Эстонии, Великобритании, Украины. До сих пор они не могут вернуться домой.