Ресурс Lloyd’s List опубликовал топ-10 судовых регистров 2018 года, составленный на основе данных валовой вместимости. Первая десятка мало кого удивит: лидирует снова Панама, однако конкуренты не дремлют и набирают обороты, сокращая разрыв. Стоит отметить, что только четырем регистрам удалось увеличить тоннаж, тогда как остальные потеряли 10% своего флота. Могут ли эти тенденции сохраниться в течение следующих нескольких лет и повлиять на будущую расстановку сил среди государств флага?
ПАНАМА
Панама по-прежнему остается крупнейшим в мире судовым регистром с общим тоннажем более 80 млн тонн. Тем не менее здесь не все гладко. Несмотря на то, что под флагом Панамы эксплуатируется самый большой флот балкеров и второй по величине – танкеров, за текущий год регистр потерял почти 5% тоннажа, а в балкерном сегменте падение составило 6%. На первый взгляд может показаться, что такие небольшие сокращения – пустяк. Так бы и было, если бы не ближайшие «преследователи» – регистры Маршалловых Островов и Либерии, совершающие скачки, которые раньше считались невозможными. Тем не менее еще должно пройти время, прежде чем у соперников появится реальный шанс сместить Панаму с пьедестала.
МАРШАЛЛОВЫ ОСТРОВА
На фоне успешного 2017 года и постоянного роста все последнее десятилетие Маршалловы Острова продолжили эффективную работу в 2018 году. Флаг отразил жесткую конкуренцию со стороны Либерии, увеличив свой валовой тоннаж примерно на 8% и заняв второе место. Также флаг взял первое место в сегменте танкеров и танкеров-газовозов, а второе – балкеров. Растущая популярность регистра указывает на то, что он может стать серьезным соперником для Панамы.
ЛИБЕРИЯ
Хотя Либерии и не удалось удержать тот темп наращивания флота, который задал регистр Маршалловых островов, тем не менее нельзя сказать, что флаг не преуспел в 2018 году. Регистр Либерии смог не только «прибавить в весе» в условиях жесточайшей конкуренции, но и еще сильнее дистанцироваться от ближайшего соперника – регистра Гонконга.
LISCR – компания, управляющая регистром Либерии, – расширила присутствие в сегменте балкеров и сохранила первое место в сегменте судов, перевозящих пакетированные грузы. В LISCR надеются, что недавние изменения внутреннего законодательства страны помогут укрепить связи с Китаем, с которым они тесно сотрудничают. Однако сможет ли Либерия ускорить темпы роста в 2019 году и вернуть второе место, еще неизвестно.
ГОНКОНГ
В 2018 году флот под флагом Гонконга немного уменьшился и уступил Либерии. Тем не менее регистр уверенно удерживал четвертую позицию: рядом не было серьезных претендентов на борьбу за это место. Регистр Гонконга занял третью по величине долю на трех рынках: перевозок навалочных, генеральных и пакетированных грузов. Однако если такие же «неблестящие» результаты регистр продолжит демонстрировать и дальше, то через пару лет он рискует сместиться во второй эшелон судовых регистров мира.
СИНГАПУР
Другим крупным государством флага, который в 2018 году лишился части своих судов, стал Сингапур. Это сокращение не отражает какую-то серьезную проблему внутри регистра, ведь государству флага принадлежат одни из самых больших долей в сегментах балкеров, танкеров и судов для перевозки пакетированных грузов. Действительно, Сингапур был одним из тех регистров, которые существенно увеличились за последнее десятилетие. В следующем году все может измениться, в том числе из-за грядущей смены руководства: в конце 2018 года истекает пятилетний срок полномочий нынешнего главы регистра Сингапура.
МАЛЬТА
Регистр Мальты стал единственным представителем середины первой десятки, который увеличил свой тоннаж в этом году; особенно значительным оказался прирост в сегменте балкеров. За последние 10 лет флаг постоянно расширял присутствие в разных сегментах и, судя по темпам роста, в течение нескольких лет вполне может вклиниться в пятерку лидеров, особенно если конкуренты будут продолжать топтаться на месте.
БАГАМСКИЕ ОСТРОВА
Багамские острова всегда входили в топ-10 государств флага. Тем не менее по мере того, как другие регистры росли быстрее и агрессивнее, Багамские острова опускались в рейтинге. Тоннаж регистра в 2018 году сократился, но ему по-прежнему принадлежит большая доля в сегменте танкеров, а по количеству зарегистрированных под их флагом танкеров-газовозов Багамские острова и вовсе занимают второе место. Этот регистр отличается стабильностью, однако сможет ли он совершить рывок и продвинуться вперед – интересный вопрос.
КИТАЙ
Помимо пугающего количества кластера судовладельцев, портовых и инфраструктурных проектов и мощнейшего глобального финансового механизма, Китаю за сравнительно короткий срок удалось создать внушительный судовой регистр, почти половина тоннажа которого состоит из балкеров. Тем не менее, в 2018 году Китаю не удалось справиться с задачей увеличения тоннажа, даже наоборот – количество судов под флагом этой страны немного сократилось.
ГРЕЦИЯ (Hellenic Coast Guard)
Единственное заметное «движение», причем как в отношении прироста, так и сокращения, произошло в греческом регистре: за 2018 год количество судов под флагом Греции уменьшилось более чем на 10%. Этому существенному падению предшествовали в основном стабильные показатели тоннажа в предыдущие годы. Отчасти оно связано с неспособностью страны подготовить достаточное количество морских кадров, что могло бы стимулировать увеличение тоннажа под греческим флагом, ведь одним из условий регистрации судов под флагом Греции является определенное число греческих моряков в составе экипажа. Положительным моментом является то, что Греция контролирует вторую по величине долю пассажирского флота и четвертую по величине долю танкерного флота, уступая только Маршалловым островам, Панаме и Либерии.
ЯПОНИЯ
Не для всех регистров, не претендующих на мировое лидерство, 2018 год складывался плохо. Япония, например, продолжила экспансию и оторвалась от ближайших преследователей – США и Кипра. Имея относительно серьезный флот, который насчитывает больше судов, чем регистры Багамских островов и Греции, и третью по величине долю пассажирских судов, Япония намерена закрепиться в десятке крупнейших государств флага. Уже сегодня она занимает третье место по величине тоннажа в сегменте балкерного флота и, судя по всему, не собирается останавливаться на достигнутом.
Российский профсоюз моряков (РПСМ) отмечает, что эффективная работа регистра складывается не только из увеличения тоннажа, но и выполнения государствами флага определенных международных требований с учетом целого ряда критериев, включая проверки государственного портового контроля, ратификацию международных морских конвенций и их соблюдение. Чтобы отследить работу регистров, можно воспользоваться таблицей, ранее подготовленной Международной палатой судоходства (ICS). Эти данные могут использовать не только судовладельцы, но и моряки, чтобы уточнить, находится ли флаг в черном списке Токийского и Парижского меморандумов, проверить ратификацию конвенций, а также частоту задержания судов государственным портовым контролем. В РПСМ считают, что таблица содержит достаточно информации, чтобы оценить риски работы под тем или иным флагом. Она доступна на сайте ICS.
Источник lloydslist.maritimeintelligence.informa
Перевод ЦИА РПСМ
Материалы по теме:
Дистанционное обучение моряков. ТОП 5 ресурсов
Работа в море. Популярные сайты и ресурсы по трудоустройству для моряков
Изменился порядок проведения экзаменов для моряков (Украина)
Медкомиссия для моряков
О чем моряку следует позаботиться перед рейсом?
Как не попасть к мошенникам
Вниманию украинских моряков! Ждем вас на семинар (Одесса)
Вниманию моряков! Список проблемных судов, которые могут быть арестованы в связи с заходами в Крым