Не менее 160 российских моряков застряли за границей на неопределенный срок. Судовладелец из Мурманска из-за финансовых проблем уже несколько месяцев не в состоянии вернуть в порт восемь плавсредств, часть из них арестована за долги. На многих судах проблемы с водой, продуктами и медикаментами. О судьбе этих судов и экипажей пишет Юлия Парамонова (Русская служба Радио Свобода)
Суда, которые принадлежат компании «Мурманское морское пароходство» (ММП), разбросаны по всему земному шару. Причины арестов связаны с долгами судовладельца – перед поставщиками топлива, портами, судоремонтными заводами. Есть и пока не арестованные суда, но они тоже не могут вернуться в порт приписки – у компании просто нет на это средств.
«Железная коробка, практически тюрьма»
ММП позиционирует себя как крупнейшего грузоперевозчика в российском секторе Арктики. Однако все чаще пароходство попадает в новости по другим причинам. Сейчас его восемь судов не могут вернуться на родину.
У берегов Индии стоит «Всеволод Белецкий», в Новом Орлеане (США) – «Поморье», «Петр Великий» – в Китае. У берегов Испании находятся сразу два российских судна – «Заполярье» и «Северная земля». Также среди «забытых» судов – «Иван Лопатин», «Виктор Ткачев», «Кузьма Минин». На них моряки живут по несколько месяцев.
– У судовладельца нет средств порой даже на питание морякам. Были случаи, когда продуктами россиян обеспечивал Красный Крест. Недавно мы обратились в ММП – понадобилась госпитализация одного из моряков, и с большим трудом нам удалось этого добиться. Сегодня в медицинской помощи нуждаются еще четверо. Судно – это железная коробка, практически тюрьма. При этом на некоторых судах нет медикаментов, – говорит координатор Международной федерации транспортных рабочих Сергей Фишов.
По его словам, сегодня сложно точно сказать, сколько моряков «терпят бедствие» на судах ММП, их не менее 160 человек – на каждом из судов работают около 20 членов экипажа.
Сергей Филимонов, старший помощник капитана сухогруза «Заполярье», который стоит у берегов Сеуты (Испания), рассказывает, что в их ситуации Красный Крест действительно четырежды помогал продуктами. В Испании судно стоит с 9 мая.
– Продуктов от пароходства не было почти месяц, давали по чуть-чуть. Мы сильно экономили. Недавно обещали продуктов на восемь тысяч евро, в итоге дали на 1200 евро, это на пять дней питания экипажа. Хорошо, что помогал Красный Крест, об этом даже снимало телесюжет испанское телевидение. В том числе благодаря и ТВ ситуация начала меняться.
Сегодня на судне нет топлива, приходится сильно экономить воду, в день моряки включают ее на 20 минут. Сухогруз не арестован, но его документы просрочены, к тому же у судовладельца есть долг за топливо. Поэтому пока вернуться в Мурманск судно не может.
«Моются дождевой водой»
Самое сложнее положение – у тех, кто находится в Китае, Африке, Индии, где очень жарко. Многие суда стоят без топлива, электричество отключают за долги, поэтому невозможно включить кондиционер. Но это еще не самое страшное. С ноября прошлого года теплоход «Всеволод Белецкий» находится в порту Халдия (Индия). Пятнадцать членов экипажа фактически заперты на судне без воды и нормального питания. Их родственники забили тревогу, когда поняли, что руководство ММП на контакт не идет.
– В компании либо не берут трубку, либо кормят «завтраками» по поводу смены, – рассказывает супруга одного из моряков Елена.
Свою фамилию она называть отказывается, как и другие родственники пострадавших.
– Мы не хотим санкций со стороны компании. От этого зависит дальнейшая смена наших мужей и выплата денег, которые компания должна, – объясняет женщина.
Близкие моряков обратились в СМИ с письмом, где описали печальную историю теплохода (текст есть в распоряжении Радио Свобода). Судно было арестовано из-за споров судовладельца с фрахтователем и поставщиком снабжения. Должно ММП и порту. Общий долг компании – более 1 млн долларов США.
«На судне отсутствует питьевая вода. Продовольствие на борту неоднократно заканчивалось. Продукты, закупаемые компанией, самые дешевые, низкого качества, несколько человек уже обращались в береговые медучреждения с желудочно-кишечными проблемами. Неоднократно судно находилось в аварийной ситуации из-за полного отсутствия топлива, питаться приходилось сухим пайком, спать на палубе при температуре +30–35 и влажности 90–100%, мыться под дождем или из бутылок», – отмечают авторы письма.
По словам Елены, у многих моряков давно закончились контракты, однако смены до сих пор нет. И неясно, будет ли.
У берегов Нового Орлеана (США) более двух месяцев стоит теплоход «Поморье». Планировалось, что рейс продлится не дольше месяца, но потом судно потеряло два якоря и встало в ремонт. Сейчас у судовладельца крупный долг перед стивидорами (компаниями, занимающимися погрузкой и разгрузкой судов) и ремонтниками.
На судне 19 человек, у которых давно закончились контракты, но при этом вернуться в Россию они пока не могут. По словам Фишова, проблема – в оформлении американских виз для моряков, которые должны прибыть на смену. Бросить без экипажа рабочее судно судовладелец не может. О проблемах экипаж сигнализировал в Российский профессиональный союз моряков (РПСМ).
«Четыре человека обращались за медицинской помощью. Так как в судовой аптеке медикаментов нет и на борту нет судового врача, консультация велась по телефону с врачом компании. В доставке необходимых медикаментов на судно отказали, ограничившись общими рекомендациями», – написали моряки.
Сегодня к решению вопроса подключилось Консульство РФ в США, но провести репатриацию без официальной смены экипажа невозможно, говорят в РПСМ.
Реакции – ноль
– Наши родственники не раз обращались в разные инстанции, писали в администрацию президента – реакции ноль, – говорит моряк теплохода «Северная земля» Борис Остахов.
Девятнадцати морякам этого судна повезло чуть больше – оно стоит в Испании, у людей есть свободный выход в город. Они могут купить воду и продукты, правда, приходится экономить на топливе.
– Находимся в жестком режиме экономии топлива, большую часть суток работаем на аварийном дизель-генераторе. Он дает только свет, в каюте работает одна лампа с розеткой над кроватью, воды нет, аварийное освещение в коридорах, – говорит Остахов.
Он на судне пять месяцев, но есть здесь и те, кто находится больше семи месяцев. Судно арестовали за долги по топливу. И у моряков также не получается наладить контакт с судовладельцем.
– Постоянные обещания компании без указания сроков. Уже два месяца обещают произвести смену. Но только 12 сентября прислали денег на оформление документов и покупку билетов трем членам экипажа. И вообще непонятно, будет ли им замена или нет, – рассказывает Остахов. – А в понедельник вообще никто не брал трубку, звонил капитан, родственники. Были случаи, когда звонили Шевелевой, это начальница отдела кадров, и она бросала трубку сразу же после того, как представляешься.
Моряк другого корабля, «Петр Великий», тоже общается охотно, но просит не указывать его фамилию – опасается проблем с руководством. Судно стоит в китайском Шанхайгуане, недалеко от перевала Великой Китайской стены. В начале года 40-летний сухогруз встал на ремонт в док, но оплатить работы в ММП не смогли. В мае китайские рабочие ушли, не закончив ремонт.
– Сказали, что проплатить должны до 23 июля. Проплаты не было, что дальше – никто не знает. Экипаж занимается повседневными заботами по должностям. Готовим судно к отходу, правда не знаем, когда он будет, – говорит мужчина.
На судне он без малого три месяца. Хотя собирался только на месяц. После того как о проблемах стали говорить в СМИ, в пароходстве «начали шевелиться». Недавно работодатель отправил домой троих моряков. Осталось еще семеро. Моряки «пока бухтят», но держатся, говорит собеседник.
– Считаю, из всех судов, которые арестованы и задержаны, мы в лучшей ситуации. Электричество идет с берега, в долг. Воды достаточно. На продукты ММП понемногу переводят деньги капитану. Он или заказывает, или отправляет людей в магазин, – рассказывает моряк.
О том, что будет дальше с ММП и останется ли он тут работать, он не знает.
– Что с этой конторой будет, сказать практически невозможно. После известий, что ММП продает картину Рериха, тяжело чему-либо удивляться, – говорит моряк. – Когда читаешь новости, что на компанию подают иски, складывается впечатление, что ее хотят принудительно обанкротить и выкупить за копейки. Так сказать, «отжать».
«Искусственное нагнетание»
В пресс-службе ММП отмечают: угрозы жизни и здоровью экипажей. находящихся за пределами РФ, нет.
«В настоящий момент компанией осуществляются все необходимые мероприятия, связанные со снабжением судов, репатриацией экипажей и продолжением нормального функционирования флота», – сообщили в пароходстве.
Освещение проблем в СМИ здесь назвали «искусственным нагнетанием обстановки», которое «негативно влияет на решение текущих вопросов с контрагентами и кредитными организациями в рамках проводимой реструктуризации, отрицательно сказывается на психологической обстановке в экипажах и их семьях».
В пресс-службе не уточнили, какие конкретно меры принимаются для возвращения россиян домой. Радио Свобода направило в компанию соответствующий запрос.
Сегодня пароходство должно своим морякам 8,7 млн рублей. Зарплату если и платят, то нерегулярно, отмечают моряки, с которыми пообщалось Радио Свобода. По фактам невыплаты зарплат в отношении ММП в начале сентября было возбуждено уголовное дело. Гострудинспекция оштрафовала пароходство на 403 тыс. рублей. И этот штраф далеко не последний – инспекция приняла от моряков 41 обращение по фактам невыплаты и задержек зарплат.
Помимо иностранных компаний, ММП должна российским судоремонтным предприятиям, инспекции по труду, ряду крупных организаций, налоговой службе. Приставами были наложены ограничения на регистрационные действия с недвижимым имуществом, арестован автотранспорт, сообщили в пресс-службе Мурманского управления ФСПП. По данным Сергея Фишова, приставы наложили еще и запрет на действия с судами, их отчуждение и продажу.
Сегодня, желая погасить долги, компания реализует часть имущества, в том числе гостиницу, здания, в одном из которых находится музей пароходства. На продажу выставили и картину Николая Рериха 1907 года.
В компании утверждают, что намерены выйти из сложного экономического положения. И действительно, с начала года пароходство снизило задолженность перед кредиторами более чем в четыре раза, с 51 млн рублей до 12 млн рублей, сообщает пресс-служба ФСПП.
Между тем в последнее время все чаще говорят о банкротстве пароходства – после предъявления ему крупных исков. Сразу три организации, среди которых «Арктическая горная компания», пытались обанкротить ММП через суд.
Пароходство действительно испытывает экономические трудности, подтверждают в его пресс-службе, однако подчеркивают, что информация о банкротстве далека от действительности. Такого в планах компании на данный момент нет, а в экономических проблемах виноваты, дескать, санкции и кризис.
«ОАО «Мурманское морское пароходство», как и большинство других судоходных компаний, испытывает определенные финансовые трудности. Их причиной, прежде всего, являются западные санкции, общая ситуация в мировой экономике и последствия затянувшегося кризиса на рынке морских перевозок», – сообщили в пресс-службе ММП.
Тем не менее ни у одного крупного российского судовладельца таких серьезных проблем нет, говорит Сергей Фишов. По его словам, пенять на санкции не стоит. Причиной проблем компании, а значит и работающих на нее моряков, стала экономическая политика пароходства.
«Эпопея продолжается»
После вмешательства Международной федерации транспортных рабочих (ITF), профсоюзов и шумихи в СМИ ситуация начала потихоньку меняться. Правда, пока удалось вернуть в Мурманск только одно судно с экипажем – балкер «Новая Земля». В конце августа он был арестован в порту Скаген (Дания), 19 членов экипажа несколько месяцев экономили на еде и воде. В начале сентября они вернулись домой. ММП обеспечило судно продуктами и топливом и уже в порту сменит экипаж.
По словам Сергея Филимонова, 14 сентября возвращаются домой 11 моряков «Заполярья». Правда, продуктами для сменного экипажа и топливом сухогруз до сих пор не обеспечен.
– Сегодня поменяют экипаж. Хотя никто не хотел сюда ехать. Тем более что топлива и воды опять не дали. Эпопея продолжается, только уже без меня, – говорит Филимонов.
Сколько новому экипажу предстоит прожить в «железной коробке» со скудными запасами воды и без топлива, не знает никто.
Фото и текст: Юлия Парамонова, Русская служба Радио Свобода
Тем временем
Пресс-служба ММП сообщает, что организация испытывает финансовые трудности, причиной которых являются западные санкции, общая ситуация в мировой экономике и последствия затянувшегося кризиса на рынке морских перевозок. Чтобы модернизировать флот и сохранить рабочие места, компания ведет переговоры с банками об открытии кредитной линии, а также с крупными заказчиками для заключения долгосрочных контрактов.