Конец 20 — начало 21 века запомнилось настоящей «эпидемией» задержаний украинских моряков по обвинениям в перевозке наркотиков. Что было этому причиной, как с этим обстоят дела сейчас, кто из моряков и где находится в зоне риска, что делать при стоянке в «подозрительных портах» и, если моряком на борту обнаружен нелегальный груз, — мы и расскажем сегодня.
Низкая себестоимость перевозок и возможность организации межконтинентальных и международных поставок делают морской транспорт весьма привлекательным для фрахта. Этим, как и отсутствием в морях и океанах границ, и обратили внимание на судоходство криминальных представителей наркобизнеса, чей оборот в мире составляет сотни миллиардов долларов. Правоохранительные органы разных стран обнаруживают наркотики как на борту: среди основного груза, в контейнерах, в помещениях и отсеках судна, так и привязанными к подводной части теплохода. При задержании членов экипажа, не мудрствуя лукаво, обычно и делают «крайними». А наказания при подобных обвинениях в большинстве стран мира безжалостны и суровы, вплоть до смертной казни.

С эпохи зарождения мореплавания бытовало мнение, мол, моряк и нелегальная перевозка, как те два сапога из поговорки, — говорит Анна Муругова, председатель правления одесской Благотворительной организации «Фонд помощи морякам «Ассоль», — Однако, семилетний опыт работы нашей организации позволяет считать, что в случаях обнаружения нелегального груза на борту виноват весь экипаж или его часть – весьма поверхностно. Да, в конце 1990-х начале 2000-х годов были неоднократные инциденты с украинскими моряками, однако были они вызваны весьма прозаичными причинами. Первое — в этот период произошёл массовый переход наркотрафика на морские маршруты. Второе — вспомните те годы, Украина лишилась своего флота, десятки тысяч квалифицированных моряков потеряли работу, только зарождался цивилизованный крюинг. Украинские моряки, внезапно оказавшиеся в стихийном плавании на подфлажном рынке, представляли собой практически идеальную мишень для использования в преступных замыслах или на роль «ответственных за всё». В настоящий момент ситуация не настолько критичная, хотя случаи задержания судов с украинцами в составе экипажей еще встречаются.

Ранее даже были случаи в Западной Африке и Южной Америке когда власти «фабриковали» обвинение, цель — выставить немалые финансовые условия освобождения в виде залогов и штрафов, фактически шантажируя судовладельца судьбой экипажа и простоем судна, а возможно, и угрозой его конфискации Противодействовать происходящему морякам можно только внимательно подходя к вопросам трудоустройства и соблюдением на борту соответствующих политик и мер безопасности при заходе в порты с высокой степенью подобной угрозы.

— В каких странах в первую очередь нужно проявлять особую бдительность?
— К основным регионам по производству и масштабному транзиту наркотиков традиционно относят Афганистан, Иран, Пакистан, Мьянму, Лаос, Таиланд, Колумбию, Перу, Венесуэлу, Боливию, Эквадор, Нидерланды, Марокко и Китайскую Народную Республику. А основные маршруты перевозок — из Афганистана через Пакистан/Иран/Таджикистан в Европу и из Латинской Америки через Мексику в США и Африку и далее в Европу.

Что необходимо предпринимать при заходе или стоянке в «опасном» порту?
Только осознание экипажем факта, что угроза действительно существует и в открытом море, и в порту, позволит обеспечить необходимый уровень безопасности. Морякам мы напоминаем рекомендации специалистов marineinsight.
Капитану и офицерам принять во внимание возможность угрозы, исходящей от предстоящего порта захода. При необходимости и возможности — обеспечить привлечение дополнительной охраны от сертифицированных и проверенных агентств.
Необходимо учесть, что для поставки относительно небольших партий наркотиков на судно могут быть использованы — члены экипажа, посетители, стивидоры, докеры, поступающие на судно запасы и провизия, уборочные или ремонтные бригады, грузы, особенно контейнеры и Ро-Ро грузы (автомобили, трейлеры и т. д.).
Желательно обеспечить дополнительное освещение всех областей на открытой палубе, чтобы осветить все теневые пространства; однако, это не должно мешать требованиям безопасности судоходства.
В зонах ниже ватерлиниии могут быть установлены физические барьеры, поскольку гельмпорт, отверстия в корпусе, зоны подруливающего устройства и гребных винтов и т. п. наиболее часто встречаются для «закладки».
Экипаж должен быть осведомлен об опасности вовлечения в незаконную деятельность по обороту наркотиков. Моряк должен помнить о том, что на кону стоят карьера, его жизнь и жизнь его семьи.
Необходимо вести тщательное наблюдение за любой подозрительной деятельностью — так, например, пузырьки воздуха в воде вокруг судна, могут обозначать нахождение дайверов под водой, или за небольшими лодками в непосредственной близости от корпуса судна. Такие предупредительные меры, как применение прожекторов в темное время суток, проверка на наличие сорванных пломб и защитных идентификаторов отсеков, контейнеров, кладовых и т. д. и ограниченный доступ на борт только уполномоченного персонала должны быть нормой во время стоянки в порту.
По окончании грузовых операций и до отправления из порта экипаж должен выполнить тщательный осмотр всего судна, включая грузовые отсеки и машинное отделение, на предмет наличия подозрительных предметов или багажа без присмотра.
Наладить обмен данными и поддерживать связь с местным портом и таможенными органами на предмет угроз безопасности и мер, которые необходимо принять для борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Записи всех происходящих коммуникаций, мероприятий и происшествий должны быть внесены в соответствующий журнал, который должен проверяться охраной, а также офицером по безопасности.

Что делать при обнаружении наркотиков на борту судна?
В такой ситуации экипажу судна специалисты рекомендуют сохранять спокойствие и контролировать ситуацию в соответствии с руководящими принципами компании (процедуры отчетности в рамках Международного кодекса по управлению безопасностью и системы управления безопасностью компании), а также предпринять шаги, изложенные в плане обеспечения безопасности судна.
При обнаружении наркотиков следует доложить об этом офицеру по безопасности судна. Можно сделать фотографии, если это разрешено.
Любой ценой избегайте прикосновений к веществу голыми руками — это может стать угрозой Вашему здоровью и затруднить идентификацию отпечатков пальцев в качестве доказательств. Дегустация вещества является плохой идеей.
Если упаковка с веществом небольших размеров, после осмотра поместите ее в надежное место под замок для последующей передачи ее в соответствующие органы. Если находку невозможно никуда переместить, то следует оцепить зону вокруг него. Необходимо продолжать искать другие подозрительные предметы в непосредственной близости.
Ведение учета событий имеет важное значение. Как можно больше деталей должно быть включено, в том числе приблизительное количество найденного вещества, дату и время обнаружения, место, имена экипажа поискового отряда и свидетелей и т. д. Все записи должны быть заверены членами экипажа, должностными лицами, свидетелями и капитаном/офицером по безопасности.
Считается, что капитан должен проинформировать о происшествии местные органы власти, таможню, агентов, P&I страховщиков, менеджеров судна и судовладельцев и, наконец, органы государства флага.

Что нужно делать тем морякам, кто уже оказался в беде?
В такой ситуации хотелось бы видеть единую работу всех тех организаций, которые могут защитить моряка. Есть профсоюз, членами которого являются моряки, есть крюинг, который посредничал при трудоустройстве, есть судовладелец, обязательства которого регулируются контрактом. Есть дипломатические службы. Есть десятки международных организаций, которые декларируют своей целью защиту прав и свобод человека. Однако в подобных ситуациях моряк, как правило, остается со своей бедой один-на-один, — акцентирует внимание председатель правления БО «Ассоль» Муругова Анна, — очень многое зависит от того, какую позицию занял судовладелец и как быстро к делу подключается квалифицированный юрист для защиты прав моряков, желательно местный, разбирающийся в особенностях национального уголовного процесса.
Из первоочередных действий — поставить в известность консульские учреждения в той стране, где произошел арест. Связаться с представителями профсоюз, сообщить об инциденте родным, постараться привлечь государство и общественные организации к решению сложившейся ситуации. В случае самоустранения судовладельца – требовать хотя бы бесплатного адвоката, общающегося на языке, который вы хорошо понимаете. Просить присутствия консульского работника при проведении следственных действий, не подписывать документы на иностранном языке, если их смысл Вам не ясен.

Как мы все можем видеть — учитывая процент наших соотечественников среди работников мирового флота, инциденты с задержаниями украинских моряков, хоть и носят регулярный характер, но единичны и не являются системой. Наш плавсостав сегодня высоко котируется я в крупнейших судовладельческих компаниях и является достойной сменой поколений в морской отрасли. Ну, а дальнейшее зависит от внимательности моряка при трудоустройстве, бдительности и тщательного выполнения своих обязанностей в рейсе. Моряки – помните, соглашаясь на сомнительные предложения, вы ставите под угрозу свою жизнь и свободу, а также благосостояние и здоровье вашей семьи.
(Журнал «Aqua Marine»)