Так уж сложилась ситуация на рынке труда в морской отрасли, что уходя на контракт, моряки часто довольны самим фактом долгожданного рейса и зачастую не представляют, с какими трудностями они могут столкнуться. 

За восемь лет помощи морякам, к сожалению, нам неоднократно приходилось сталкиваться с примерной ситуацией: в «Ассоль» обращаются родные с просьбой о поддержке. Особенно часто это происходит с родственниками «в возрасте» — «здравствуйте, потеряли связь с моряком/произошла беда/помогите защитить права». Когда же начинаем  выяснить дополнительную информацию, на все вопросы пожимают плечами — контракта — нет, крюинг неизвестен, название судна или ИМО номер — не слышали, район плавания — не имеют представления и т.д.

Мы уже не раз говорили о том, что большинства  проблем можно избежать, если проявить немного бдительности при самом процессе трудоустройства и о том, как проверить работодателя/судно/крюинг перед рейсом. Неоднократно акцентировали внимание на том, насколько важно содержание пунктов контракта, который Вы подписываете, и коллективного договора. Ведь далеко не все из сотен посреднических предприятий Украины могут предложить морякам контракт с иностранным судовладельцем, который содержал бы достойные социальные стандарты для наемных работников.

Сегодня мы напоминаем, что обязательно необходимо сделать, уходя в рейс. Зачастую, поиск необходимых данных занимает много времени, которого и так нет в форс-мажорных ситуациях. да и отсутствие ряда документов вроде контракта и колдоговора не способствуют защите Ваших прав.

Рекомендации всем морякам перед рейсомоставьте своей семье (знакомым) копии документов и полную информацию о будущем месте работы. Что же входит в этот список?

  • – название судна, его IMO номер;
  • – контакты крюингового менеджера, или того лица, через которое происходило трудоустройство;
  • — контактные данные судовладельца/менеджера судна (если есть).
  • – копия индивидуального контракта и копию договора с крюингом (если есть);
  • – копию коллективного договора (если есть);
  • – копию application form (специальная анкета заполняемая при соискании должности). В этом документе особо важен пункт “next of kin” – ближайший родственник имеющий право на получение компенсации при гибели моряка;
  • – копию медицинской справки о годности к рейсу. Это будет веским аргументом при получении возмещения медицинских затрат или компенсации по утрате трудоспособности

В случаях, когда  Вы соглашаетесь на оформление документов по прибытию на борт судна, после подписания соответствующих бумаг — отсканируйте их (или сфотографируйте на смартфон) и оправьте домой.

Также:

  • – убедитесь, что документы, которые подтверждают Вашу личность и профессиональную пригодность, позволяют вам пересекать государственные границы и выполнять обязанности на борту судна – легитимны;
  • — заранее ознакомьтесь на специальном сайте Департамента консульской службы МИД Украины с ситуацией в государствах, в которых Вам придётся побывать;
  • — запишите контакты Посольств и консульств Украины в странах, где предположительно планируется путь вашего судна и «горячей» линии Центра оперативного реагирования ДКС МИД (+38 044 238 16 57;cons_or@mfa.gov.ua). 

Желательно:

  • — оставить родным копии паспорта гражданина Украины, паспорта для выезда за границу (заграничный паспорт) и ИНН;
  • — оформить нотариальную доверенность на близкого человека, пока Вы в рейсе он сможет представлять Ваши интересы на берегу;
  • — получить от представителей работодателя и страховой компании «emergency» контакты, позволяющие связаться с ними в критических ситуациях в режиме 24/7;
  • — по прибытию на судно обменяйтесь номерами телефонов с коллегами, вышлите их родным.

Желаем всем семь футов, спокойной работы и ответственных судовладельцев! 

P.S. Подобный алгоритм применим ко всем соотечественникам, кто работает за пределами Украины